Модификация акустической системы радиолы “Симфония”

Некоторое время назад автору попала в руки пара громкоговорителей от радиолы “Симфония-003”. Естественно, возникло желание испытать их звучание с однотактным ламповым усилителем и качественным источником программ. Первоначальные результаты оказались неутешительными: тональный баланс сдвинут в сторону средних частот, басы невнятны, середина – “грязная”, высокие – шепелявят. Явно угадывалась возможность улучшения качества звучания АС, что и подтвердилось впоследствии. При осмотре акустики внутри было выявлено следующее.

А. Основные недостатки.

1. Фильтр-кроссовер собран из некачественных компонентов (оксидные конденсаторы, дроссель с металлическим сердечником) и, по-видимому, неверно рассчитан.
2. Корпус АС совершенно не заглушен – нет ни внутренней обивки стенок ящика, ни звукопоглощающего мата в центре объема.
3. Низкое качество длинного соединительного провода.

Б. Достоинства (также имеются!)

1. АС содержит три головки: 6ГД-3РРЗ, 3ГД-1РРЗ и 1ГД-3РРЗ Рижского завода, являющиеся неплохими в своем классе.
2. В ящике создана специально рассчитанная резонансная камера, улучшающая воспроизведение низких частот.
3. СЧ головка закрыта защитным колпаком, играющим также роль панели акустического сопротивления.

Не задаваясь целью изготовить из акустики “Симфонии” АС класса Hi-End, путем несложной переделки удалось получить неплохое звучание и чувствительность, достаточную для хорошего озвучивания 12-15-метровой комнаты однотактным ламповым усилителем мощностью 6-8 Ватт на канал.
Первоначальная модификация затронула следующие пункты: переделка кроссовера, заглушение объема ящика и замена соединительного провода. Набор простых операций привел к такому разительному отличию от исходного качества звучания, что комментарии оказываются просто излишними. Перейдем к процессу модификации.

Прежний фильтр удаляется из корпуса и на его место устанавливается новый, собранный по схеме на рисунке. Как видно из схемы, АС фактически становится двухполосной системой. Схема фильтра выдержана в идеологии Hi-End - низкая крутизна спада АЧХ при одной полосе раздела обеспечивает минимальное искажение суммарной фазо-частотной характеристики АС. Совместная работа НЧ и СЧ головок на "нижней середине" (200-500 Гц) и в "мидбасе" (100-200 Гц) выравнивает неравномерность АЧХ в этих частотных зонах.

При доводке кроссовера использовался полупрофессиональный октавный 10-полосный эквалайзер Sansui SE-8 со спектроанализатором. В роли измерительного инструмента выступало ухо автора. Работа головок прослушивалась на различных участках звукового спектра с использованием разнообразных музыкальных фонограмм. Особое внимание обращалось на поведение АС в районе частоты раздела фильтра (установлена эмпирически). При разработке кроссовера учтены рекомендации, приведенные в статье Б.Зеленова "Акустические агрегаты для стереофонии" ("Радио", № 7, 1965 год, с. 47).

 

 

Конденсатор С – МБГП (но не МБГО!), МБГЧ, КБГ-М. В крайнем случае можно использовать конденсатор, имеющийся в прежнем фильтре. Дроссель имеет индуктивность 2,5 мГн. Наматывается он на каркасе (без сердечника) диаметром 35 и длиной 100 мм и содержит 450 витков провода диаметром 1,3 мм. Автор использовал два последовательно соединенных дросселя от 35АС-1.
Для соединительного шнура понадобится специальный кабель для АС (имеется в продаже). Следует ориентироваться на провод максимального сечения (малое сечение при большой длине чревато потерями мощности). Но слишком дорогой кабель брать, конечно, не стоит – повторяю, на основе данной АС супер-качественную акустику сделать все же не удастся. Желательно, чтобы длина провода (особенно если он не слишком большого сечения) не превышала 1,5-2 метров.
Теперь заглушаем корпус. Для этого нужно изготовить из распушенной ваты, завернутой в марлю, валик длиной 25 см и диаметром 10 см. Затем – приклеить ее вертикально любым синтетическим клеем к задней стенке ящика в центре зоны верхнего объема (над внутренней перегородкой). На этом первоначальную модификацию можно считать законченной.
Для тех, кто будет “очарован” новым звучанием АС, можно порекомендовать еще несколько мелких доработок, которые, однако, уже не приведут к радикальному улучшению качества звука.

1. Стенки ящика АС слишком тонкие. Желательна установка внутренних ребер жесткости и распорных реек.

2. От времени корпус может рассыхаться – промажьте стыки и место входа шнура изнутри любым герметиком. Заодно замените поролон в месте прилегания задней стенки – этот материал за 20-30 лет разрушается.

3. Умельцы могут удалить радиоткань с передней панели (и визуально "облагородить" то, что откроется под ней).

Еще один совет. В одной из авторских АС наблюдались искажения на НЧ. Диагностика выявила небольшую расцентровку звуковой катушки НЧ головки (по причине пересыхания подвижной системы или перегрузки АС). К счастью, конструкция головки позволяет подкорректировать центровку. Если такая необходимость возникнет, ослабьте три закрашенных краской винта вокруг магнита головки и подайте на АС сигнал частотой 60-100 Гц, соответствующий средней громкости. (В отсутствии генератора можно воспользоваться и музыкальным сигналом с большим содержанием низких частот.) При движении диффузора происходит самоцентрирование звуковой катушки в зазоре (возможно, потребуется легкое перемещение рукой центрирующей шайбы). Не выключая сигнал и прослушивая с близкого расстояния звучание головки, постепенно затяните винты в несколько приемов. Их затем желательно закрасить нитрокраской.
И непременно поэкспериментируйте с расстановкой АС в комнате – от их расположения сильно зависит восприятие низких частот.
Переделанные таким образом АС от радиолы “Симфония” могут стать вашими первыми колонками, которые позволят наслаждаться однотактным ламповым звуком.

(c) В.Брусникин vitalybr()onego.ru, 2002. При использовании материала не забываем про ссылку.