Мое хобби – старое радио.

На наших глазах ушла в небытие целая эпоха –многоликая эпоха Советского Союза. И как-то незаметно вещи нашего привычного окружения вдруг стали историей. С каким ожесточением мы, еще кажется совсем недавно, избавлялись от громоздких ламповых радиоприемников, приобретая легкие портативные транзисторы”. Меняются поколения в технике – но до сих пор у кого из людей старше 30 не сожмется сердце от светящейся в темноте стеклянной шкалы и зеленого глаза” старинного приемника…
Уже в течение пяти лет я занимаюсь коллекционированием и восстановлением этих аппаратов – свидетелей своего времени. Результатом стала коллекция спасенных от неминуемой гибели приемников, являющихся вехами в развитии нашей отечественной радиопромышленности за период 30-60-х годов.
Самый ранний в коллекции – приемник ЭКЛ-34(“Экранированный Козицкого Любительский 34 года”) Выпускался он на заводе им. Козицкого в г. Ленинграде. В его дизайне прослеживаются мотивы соварта, столь характерные для той эпохи. По вечерам на такой приемник можно было принимать и дальние, заграничные станции в средневолновом диапазоне. Приемники в ту пору были еще редкостью, да и стоили они немало. Почти 70 лет сделали свое дело – приемник теперь молчит. Неработающий экспонат – редкость для моей коллекции. Но его восстановление с использованием доступных ныне материалов и деталей 50-60 годов неизбежно разрушит историческую достоверность и оригинальность его конструкции.
В 1935 году на Московском заводе им. Орджоникидзе был разработан более дешевый и массовый приемник “СИ-235” (“Сетевой Индивидуальный 35 года”). Выпускался он крупными сериями и быстро распространился среди городских радиослушателей. Конечно, его качество оставляло желать лучшего, о чем свидетельствуют и отзывы советской прессы того времени. Две станции порой принимались одновременно, приемник перегревался и фонил”. Но именно СИ-235 был первым сетевым радиоприемником, шагнувшим в широкие массы радиослушателей.
К середине 30-х годов накопилось изрядное отставание советской радиопромышленности от уровня западных стран. Скачком в развитии стало освоение у нас производства новых металлических” радиоламп по типу американских. Это открыло перспективы выпуска приемников по более совершенным схемам. В 1937 году на Александровском радиозаводе был разработан такой приемник – СВД” (“Супергетеродин Всеволновый с Динамиком ”). Через год Воронежский завод ”Электросигнал” выпустил свой знаменитый “6НГ1” (“Шестиламповый Настольный Громкоговорящий”) – более дешевый аппарат, ставший самым популярным из предвоенных приеников. Первые партии новых аппаратов комплектовались лампами американского производства. На базе СВД была разработана одна из первых наших радиол – СВГ-К. Эти приемники уже имели современный коротковолновый диапазон и на наружную антенну уверенно принимали радиостанции всего мира. Заложенные в них идеи и принципы схемотехники сохранились в производстве фактически до конца 1960-х годов. Довольно быстро распространившись, эти аппараты перед Великой Отечественной войной стали уже довольно обычными в квартирах жителей крупных городов СССР. Они до сих пор работоспособны после бережного восстановления.
Перед самой войной было выпущено несколько новых моделей, расчитанных на массовое производство. Это были приемники и радиолы Пионер”, ”КИМ“, ”Орленок” на Минском радиозаводе, приемник Москва”и некоторые другие.
В годы войны производство бытовых радиоприемников было приостановлено. Выпускался лишь многоламповый “Маршал” - название свидетельствует о назначении приемника. Но уже в 1944 году началась разработка новых моделей. Первым приемником, производство которого было возобновлено после окончания войны, стал Рекорд” Александровского радиозавода. Аппараты этой марки впоследствии многократно модифицировались и выпускались несколькими заводами вплоть до конца 60-х. Популярность недорогих приемников и радиол “Рекорд” была очень высокой.
После войны появилось множество новых марок. Вступали в строй заводы, и каждый начинал выпуск своего приемника. Именно тогда появились базовые модели широко известных советских марок: первый ”ВЭФ” Рижского завода (1946 г.), первые Минск” и “Беларусь” (1946-47 годы), первый Ленинградна заводе Козицкого (1946 год) и другие. Несколько позже были выпущены “АРЗ” (Александровский радиозавод) с репродукцией “Трех богатырей” на шкале (1951г.) и Москвич-В” с кремлем (1949г).
Для отдаленных местностей, не имевших электрических сетей, на Воронежском заводеЭлектросигнал” в 1946 году был создан приемник “Родина” с батарейным питанием. Батареи для ламповых приемников были громоздки и дороги, но для деревни подобные аппараты выпускались вплоть до конца 50-х.
К середине 1950-х заводами был накоплен достаточный опыт массового производства приемников. Эти годы стали временем расцвета советского лампового радио. Повысилось качество комплектующих изделий и стабильность работы приемников. Заводы соревновались в разработке разнообразных схем и оформлении корпусов, которые радуют глаз красивой фанеровкой. В 1952 году Рижский завод ВЭФ приступил к выпуску приемников первого класса Мир”. В их претенциозном оформлении нашли отражение традиции дизайна сталинской эпохи, а качество работы и сегодня может удовлетворить даже искушенного радиослушателя.
Очень оригинален аппарат Звезда-54”. По мнению многих зарубежных коллекционеров, его оформление – это вершина советского радиодизайна тех времен.
В начале 1960-х произошла универсализация как схемно-конструктивных, так и дизайнерских решений радиоприемников. Порукой тому стало внедрение в производство экономичной технологии печатного монтажа и удешевление комплектующих при массовом производстве. Из облика приемников начал исчезать "аромат эпохи", столь характерный для добротных приемников ручной сборки прежних лет. Самой массовой стала схема приемника II класса, разработанная в конце 50-х годов и растиражированная во многих моделях обезличенного дизайна. Качественные показатели подчас приносились в жертву удешевлению. Из приемников того времени интересен "Фестиваль" (завод ВЭФ, 1959 г.), который имел дистанционное управление громкостью, настройкой и диапазонами с пульта дистанционного управления с проводом в палец толщиной. Тогда же выпускалась и радиола Гамма” c цветомузыкальным сопровождением, так и оставшаяся единственной в своем роде. Эти годы стали временем заката "музыкальных шкафов" – начиналась эра господства транзисторов.

 

В. Брусникин .
(Петрозаводск)