РЕМАСТЕРИНГ: ДЛЯ "ЧАЙНИКОВ" И НЕ ТОЛЬКО

 

КРУПНО
Граммофон. 1900 год.
Фото
Eugene Magid

Разбирая пыльные антресоли или чердак, вы вдруг увидели аккуратно перевязанные когда-то еще вашей бабушкой тяжелую пачку черных пластинок со странными этикетками. Не торопитесь выбрасывать их! Неужели вам не интересно – ведь это законсервированная история вашей семьи, вашей и нашей страны. Посмотрите – вот наивные лирические песни, а здесь – танцы, отечественный джаз, проросший сквозь все запреты и гонения. Здесь – юмористические сценки. Ах, над чем смеялся двадцатый век! А чего стоят ремарки на конвертах… Подумать только – этот диск ваш дедушка подарил вашей бабушке на двадцатилетие. И где тогда были Вы?..
Они живы, эти пластинки. Их можно прослушать, записать, перевести в цифровой формат. Если Вы обладаете минимальными техническими навыками – можете заняться этим самостоятельно, это очень увлекательный процесс. В любом случае – к услугам интересующихся достаточно разветвленная подсистема русского Интернета, созданная любителями старинных звукозаписей, начать обзор которой можно, например,
отсюда. Мы же попытаемся систематизировать понятия и принципы, касающиеся процесса домашнего ремастеринга старинных пластинок.

Заинтересованным придется столкнуться с двумя основными форматами грамзаписи – “обычными патефонными” (радиальная скорость записи 78 оборотов в минуту) и “долгоиграющими” (по большей части 33 1/3 оборота в минуту) пластинками. Но так выглядит ситуация, как говорят математики, лишь в нулевом приближении. Приведем более подробную, хотя и не претендующую на полноту, классификацию грампластинок, которые могут оказаться в распоряжении любителя.

1. Диски американских и европейских (включая российские) фирм начала ХХ века. Имеют скорость 78 оборотов в минуту, иногда – с небольшими отклонениями. Рассчитаны на проигрывание иглами с радиусом 90-100 микрон. Отличаются хрупкостью, массивностью, этикетками соответствующего оформления, наличием специальных, хорошо видимых барьеров по окружности у края и у этикетки, предохраняющих иглу от соскакивания с зоны записи. Встречаются диски с записью только с одной стороны. В просторечии именуются “граммофонными” пластинками, так как разрабатывались для прослушивания именно на этом красивом механическом аппарате с большим рупором. Масса звукоснимателя граммофона (мембраны) достигала 100 и более граммов.

КРУПНО

2. Отечественные пластинки периода с 1920-х до 1945-го годов. Близки к предыдущему стандарту, барьеры для иглы не выдавлены, вводная канавка для иглы отсутствует. Эти два типа пластинок в период их выпуска проигрывались только на механических граммофонных устройствах. Следует заметить, что радиус закругления стандартной патефонной иглы заметно меньше, чем рекомендуемый для них. По мере износа и затупления (во время проигрывания одной стороны пластинки), игла приобретала необходимый в среднем радиус. В связи с этим канавка сильно повреждалась при проигрывании, острая игла доставала до дна канавки, царапая и скалывая его.

КРУПНО

3. Диски на 78 оборотов, выпущенные в СССР после 1945 года (в остальных странах – после 1939-го). Характерны наличием вводной канавки, которая помогает игле попасть на начальную зону записи. Требуют иглы с радиусом около 65 микрон, таков радиус наших стандартных корундовых игл для 78-х пластинок. На головке звукоснимателя они помечались прямоугольником, зеленым цветом или надписью “78”. Пожалуй, пластинки этого типа уже чересчур “нежны” для патефона, хотя именно на нем они, в основном, и проигрывались. В послевоенный период уже распространяются облегченные (10-15 граммов) звукосниматели с корундовыми иглами, резко уменьшившие износ пластинок. В последние годы выпуска (после 1965 года) пластинки этого формата обладали уже весьма приемлемым качеством звучания.

КРУПНО

4. Первые отечественные “долгоиграющие” пластинки – при скорости проигрывания 78 оборотов требуют иглы с радиусом около 30 микрон (близко к значению для современных пластинок на 33,3 оборота). Рассчитаны только на электрическое проигрывание корундовой иглой.

КРУПНО

5. Отечественные и импортные пластинки на 45,1 оборота в минуту – для игл радиусом 20-25 микрон. Это уже вполне современный формат, для проигрывания таких пластинок прижимная сила не должна превышать 3-5 граммов.

КРУПНО

6. Последний по времени стандарт – пластинки на 33,3 оборота в минуту, требуемая игла - с радиусом закругления около 20 микрон. Сюда входят также гибкие и сувенирные пластинки. Для современных пластинок требуется высокая гибкость подвижной системы звукоснимателя и прижимная сила - от 0,8 до 1,5 г.
Для последних трех типов подходящими будут корундовые и алмазные иглы, выпущенные по отечественному стандарту для “долгоиграющих” пластинок. На головках звукоснимателей они помечались треугольником, красным цветом или надписью “33”. Пластинки западных фирм со скоростями 16 и 11 оборотов в минуту рассчитаны для такой же иглы.

КРУПНО

Во всех вышеперечисленных стандартах грамзаписи применялась поперечная нарезка (модуляция) звуковой дорожки - в плоскости диска. Только самые ранние диски фирм “Патэ” и “Эдисон Даймонд” записывались с применением глубинной модуляции. У нас они очень редки, однако несколько слов о специфике их “чтения” будет сказано ниже.

 

Выбор проигрывателя

Те, кто хотел бы услышать, как в действительности звучали грампластинки на 78 оборотов в старые времена, должны обзавестись граммофоном (наиболее совершенным устройством для механического воспроизведения) или патефоном (более поздней и компактной конструкцией), и запастись стальными граммофонными иглами, которые меняются после проигрывания одной стороны пластинки. Однако для регулярного проигрывания эти аппараты совершенно непригодны – тяжелый звукосниматель очень быстро изнашивает пластинку. Правда, для уменьшения износа фанаты граммофона пользуются иногда самодельными иглами из бамбука с некоторой потерей качества звучания.
Промышленностью широко выпускались и электрические аппараты, рассчитанные как на 78-е пластинки, так на “долгоиграющие”, для которых эти аппараты, главным образом, и предназначены.
Для совместимости с интересующим нас форматом грамзаписи проигрыватель должен обладать соответствующими скоростью вращения диска и конструкцией иглы. Если скорость 33 1/3 имеется во всех отечественных электропроигрывателях, выпущенных после 1953 года, то скорость 45 об/мин начала появляться в нашей аппаратуре лишь в конце 1950-х годов. Аппараты со скоростью 78 об/мин перестали выпускаться у нас в конце 1980-х. Если необходим наиболее универсальный проигрыватель, имеющий все три наиболее употребимые скорости, свой выбор следует остановить именно на группе аппаратов последнего периода, как наиболее совершенных (электрофоны "Мелодия", "Аллегро" и пр.).

Однако, есть простой способ ввести скорость 78 об/мин в некоторые проигрыватели более позднего выпуска. Он заключается в изменении питания ведущего двигателя диска с целью увеличения его скорости. Наиболее просто при этом “пожертвовать” скоростью 45 об/мин, “разогнав” ее до 78 об/мин. Если 45-я скорость все же нужна, более опытные любители смогут сообразить, как, с помощью дополнительной коммутации можно оставить и ее. Рассмотрим этот способ на примере граммофонных панелей фирмы “Unitra Fonica”, импортировавшихся в 1970-1980-х годах из Польши в больших количествах. Эти панели монтировались в широко известные отечественные электрофоны “Вега” и “Арктур”. Известны они у нас в нескольких модификациях (G-600, G-601, G-602 и др.), имеющих небольшие различия. Рассмотрим схему, по которой выполнена регулировка скорости таких панелей.
Подстроечный резистор Р2 служит для грубой установки скорости, которая затем регулируется рукояткой на панели проигрывателя. Последовательно с ним включен резистор R13 (помечен звездочкой), задающий предел регулировки. Его номинал для скорости 78 оборотов в минуту должен составлять около 5 Ком. Так как “штатные” стробоскопические метки на диске не рассчитаны на новую, 78-ю скорость, точность ее установки можно контролировать по накладному стробоскопическому диску, созданному с помощью программы strobo.exe (Автор -Жан Вернэ). Панели “Унитра” обладают некоторыми ценными для нас свойствами, о которых пойдет речь ниже.

КРУПНО
Один из вариантов переделки панели Unitra G-602

Хочется предостеречь от применяемого некоторыми любителями способа перезаписи 78-х пластинок на пониженной скорости (45 и, особенно, 33 об/мин) с последующим цифровым восстановлением скорости. При таком способе воспроизведения низкие частоты грамзаписи попадают за границу частотного диапазона звукоснимателя (например, при разнице в скоростях в 2 раза сигнал частотой 50 Гц будет иметь частоту 25 Гц, которая не воспроизводится массовыми звукоснимателями). Между тем, именно низкочастотная часть звукового спектра записывается на старых пластинках более или менее адекватно, и ее потеря сильно обедняет звучание. Полностью восстановить АЧХ с помощью цифровой коррекции удается в полной мере далеко не всегда.
Одна из проблем, с которой можно столкнуться при попытке поставить старинную пластинку на современный проигрыватель – размер центрального отверстия пластинки оказывается слишком малым для установки на ось диска. Это вызвано, во-первых, тем, что прежний стандарт предусматривал меньший диаметр отверстия; во-вторых – пластинки со временем имеют свойство усыхать. Так как развертывать отверстие раритетной пластинки – варварство, приходится искать другие способы. Верхнюю часть оси диска можно, конечно, проточить (у “Унитры” легко извлекается пластиковый шпиндель с осью, на который укладывается диск.). Однако в этом случае для современных пластинок с бОльшим отверстием (7,24 мм по ГОСТ 5289-88) образуется радиальный люфт, нарушающий центровку и приводящий (на слух) к плаванию звука. Оптимальным решением было бы отыскать ЕЩЕ ОДНУ такую же панель и использовать сменный шпиндель с проточенной осью.
Другая проблема – эксцентриситет старых пластинок. Встречаются диски с центральным отверстием, смещенным на 2 мм! Естественно, если не принять специальных мер, они будут воспроизводиться с заметными искажениями (детонацией). Для их адекватного проигрывания нужен шпиндель с осью, радиус которой меньше номинального миллиметра на два для того, чтобы можно было произвести центровку пластинки перед проигрыванием. Ее можно производить, слегка сдвигая пластинку на диске и следя за радиальным биением тонарма, добиваясь отсутствия этого биения. Для такой утонченной оси можно изготовить трубчатую втулку для увеличения диаметра оси до номинала (при необходимости).

(продолжение)

(c) Текст и иллюстрации В.Брусникин, 2003.