РЕМАСТЕРИНГ: ДЛЯ "ЧАЙНИКОВ" И НЕ ТОЛЬКО
Разбирая
пыльные антресоли или
чердак, вы вдруг увидели
аккуратно перевязанные
когда-то еще вашей бабушкой
тяжелую пачку черных
пластинок со странными
этикетками. Не торопитесь
выбрасывать их! Неужели вам
не интересно – ведь это
законсервированная история
вашей семьи, вашей и нашей
страны. Посмотрите – вот
наивные лирические песни, а
здесь – танцы, отечественный
джаз, проросший сквозь все
запреты и гонения. Здесь –
юмористические сценки. Ах,
над чем смеялся двадцатый
век! А чего стоят ремарки на
конвертах… Подумать только
– этот диск ваш дедушка подарил
вашей бабушке на двадцатилетие.
И где тогда были Вы?.. |
Заинтересованным придется столкнуться с двумя основными форматами грамзаписи – “обычными патефонными” (радиальная скорость записи 78 оборотов в минуту) и “долгоиграющими” (по большей части 33 1/3 оборота в минуту) пластинками. Но так выглядит ситуация, как говорят математики, лишь в нулевом приближении. Приведем более подробную, хотя и не претендующую на полноту, классификацию грампластинок, которые могут оказаться в распоряжении любителя.
1. Диски американских и европейских (включая российские) фирм начала ХХ века. Имеют скорость 78 оборотов в минуту, иногда – с небольшими отклонениями. Рассчитаны на проигрывание иглами с радиусом 90-100 микрон. Отличаются хрупкостью, массивностью, этикетками соответствующего оформления, наличием специальных, хорошо видимых барьеров по окружности у края и у этикетки, предохраняющих иглу от соскакивания с зоны записи. Встречаются диски с записью только с одной стороны. В просторечии именуются “граммофонными” пластинками, так как разрабатывались для прослушивания именно на этом красивом механическом аппарате с большим рупором. Масса звукоснимателя граммофона (мембраны) достигала 100 и более граммов. |
2. Отечественные пластинки периода с 1920-х до 1945-го годов. Близки к предыдущему стандарту, барьеры для иглы не выдавлены, вводная канавка для иглы отсутствует. Эти два типа пластинок в период их выпуска проигрывались только на механических граммофонных устройствах. Следует заметить, что радиус закругления стандартной патефонной иглы заметно меньше, чем рекомендуемый для них. По мере износа и затупления (во время проигрывания одной стороны пластинки), игла приобретала необходимый в среднем радиус. В связи с этим канавка сильно повреждалась при проигрывании, острая игла доставала до дна канавки, царапая и скалывая его. |
3. Диски на 78 оборотов, выпущенные в СССР после 1945 года (в остальных странах – после 1939-го). Характерны наличием вводной канавки, которая помогает игле попасть на начальную зону записи. Требуют иглы с радиусом около 65 микрон, таков радиус наших стандартных корундовых игл для 78-х пластинок. На головке звукоснимателя они помечались прямоугольником, зеленым цветом или надписью “78”. Пожалуй, пластинки этого типа уже чересчур “нежны” для патефона, хотя именно на нем они, в основном, и проигрывались. В послевоенный период уже распространяются облегченные (10-15 граммов) звукосниматели с корундовыми иглами, резко уменьшившие износ пластинок. В последние годы выпуска (после 1965 года) пластинки этого формата обладали уже весьма приемлемым качеством звучания. |
4. Первые отечественные “долгоиграющие” пластинки – при скорости проигрывания 78 оборотов требуют иглы с радиусом около 30 микрон (близко к значению для современных пластинок на 33,3 оборота). Рассчитаны только на электрическое проигрывание корундовой иглой. |
5. Отечественные и импортные пластинки на 45,1 оборота в минуту – для игл радиусом 20-25 микрон. Это уже вполне современный формат, для проигрывания таких пластинок прижимная сила не должна превышать 3-5 граммов. |
6. Последний
по времени стандарт –
пластинки на 33,3 оборота в
минуту, требуемая игла - с
радиусом закругления около 20
микрон. Сюда входят также
гибкие и сувенирные
пластинки. Для современных
пластинок требуется высокая
гибкость подвижной системы
звукоснимателя и прижимная
сила - от 0,8 до 1,5 г. |
Во всех вышеперечисленных стандартах грамзаписи применялась поперечная нарезка (модуляция) звуковой дорожки - в плоскости диска. Только самые ранние диски фирм “Патэ” и “Эдисон Даймонд” записывались с применением глубинной модуляции. У нас они очень редки, однако несколько слов о специфике их “чтения” будет сказано ниже.
Выбор проигрывателя
Те, кто хотел бы услышать, как в действительности звучали грампластинки на 78 оборотов в старые времена, должны обзавестись граммофоном (наиболее совершенным устройством для механического воспроизведения) или патефоном (более поздней и компактной конструкцией), и запастись стальными граммофонными иглами, которые меняются после проигрывания одной стороны пластинки. Однако для регулярного проигрывания эти аппараты совершенно непригодны – тяжелый звукосниматель очень быстро изнашивает пластинку. Правда, для уменьшения износа фанаты граммофона пользуются иногда самодельными иглами из бамбука с некоторой потерей качества звучания.
Промышленностью широко выпускались и электрические аппараты, рассчитанные как на 78-е пластинки, так на “долгоиграющие”, для которых эти аппараты, главным образом, и предназначены.
Для совместимости с интересующим нас форматом грамзаписи проигрыватель должен обладать соответствующими скоростью вращения диска и конструкцией иглы. Если скорость 33 1/3 имеется во всех отечественных электропроигрывателях, выпущенных после 1953 года, то скорость 45 об/мин начала появляться в нашей аппаратуре лишь в конце 1950-х годов. Аппараты со скоростью 78 об/мин перестали выпускаться у нас в конце 1980-х. Если необходим наиболее универсальный проигрыватель, имеющий все три наиболее употребимые скорости, свой выбор следует остановить именно на группе аппаратов последнего периода, как наиболее совершенных (электрофоны "Мелодия", "Аллегро" и пр.).
Однако,
есть простой способ ввести
скорость 78 об/мин в некоторые
проигрыватели более
позднего выпуска. Он
заключается в изменении
питания ведущего двигателя
диска с целью увеличения его
скорости. Наиболее просто
при этом “пожертвовать”
скоростью 45 об/мин,
“разогнав” ее до 78 об/мин.
Если 45-я скорость все же
нужна, более опытные
любители смогут сообразить,
как, с помощью
дополнительной коммутации
можно оставить и ее.
Рассмотрим этот способ на
примере граммофонных
панелей фирмы “Unitra Fonica”,
импортировавшихся в 1970-1980-х
годах из Польши в больших
количествах. Эти панели
монтировались в широко
известные отечественные
электрофоны “Вега” и
“Арктур”. Известны они у нас
в нескольких модификациях
(G-600, G-601, G-602 и др.), имеющих
небольшие различия.
Рассмотрим схему, по которой
выполнена регулировка
скорости таких панелей. |
Хочется предостеречь от применяемого некоторыми любителями способа перезаписи 78-х пластинок на пониженной скорости (45 и, особенно, 33 об/мин) с последующим цифровым восстановлением скорости. При таком способе воспроизведения низкие частоты грамзаписи попадают за границу частотного диапазона звукоснимателя (например, при разнице в скоростях в 2 раза сигнал частотой 50 Гц будет иметь частоту 25 Гц, которая не воспроизводится массовыми звукоснимателями). Между тем, именно низкочастотная часть звукового спектра записывается на старых пластинках более или менее адекватно, и ее потеря сильно обедняет звучание. Полностью восстановить АЧХ с помощью цифровой коррекции удается в полной мере далеко не всегда.
Одна из проблем, с которой можно столкнуться при попытке поставить старинную пластинку на современный проигрыватель – размер центрального отверстия пластинки оказывается слишком малым для установки на ось диска. Это вызвано, во-первых, тем, что прежний стандарт предусматривал меньший диаметр отверстия; во-вторых – пластинки со временем имеют свойство усыхать. Так как развертывать отверстие раритетной пластинки – варварство, приходится искать другие способы. Верхнюю часть оси диска можно, конечно, проточить (у “Унитры” легко извлекается пластиковый шпиндель с осью, на который укладывается диск.). Однако в этом случае для современных пластинок с бОльшим отверстием (7,24 мм по ГОСТ 5289-88) образуется радиальный люфт, нарушающий центровку и приводящий (на слух) к плаванию звука. Оптимальным решением было бы отыскать ЕЩЕ ОДНУ такую же панель и использовать сменный шпиндель с проточенной осью.
Другая проблема – эксцентриситет старых пластинок. Встречаются диски с центральным отверстием, смещенным на 2 мм! Естественно, если не принять специальных мер, они будут воспроизводиться с заметными искажениями (детонацией). Для их адекватного проигрывания нужен шпиндель с осью, радиус которой меньше номинального миллиметра на два для того, чтобы можно было произвести центровку пластинки перед проигрыванием. Ее можно производить, слегка сдвигая пластинку на диске и следя за радиальным биением тонарма, добиваясь отсутствия этого биения. Для такой утонченной оси можно изготовить трубчатую втулку для увеличения диаметра оси до номинала (при необходимости).(c) Текст и иллюстрации В.Брусникин, 2003.