РЕСТАВРАЦИЯ "ДЛЯ ЧАЙНИКОВ"
(ЧАСТЬ 2)

 

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

 

Итак, состояние схемы под номинальным сетевым напряжением стабильно. Теперь можно спокойно заняться диагностикой, ремонтом и настройкой приемника. Уделив должное внимание технике безопасности, мы выполнили первое правило ремонта радиоприемника: ВСЕГДА НАЧИНАТЬ С ПРОВЕРКИ ИСПРАВНОСТИ БЛОКА ПИТАНИЯ. Если блок питания и выходные аудиоцепи (трансформатор и динамик) исправны, приемник издает легкий шум и гул. Так как практически все аппараты, которые могут оказаться в распоряжении любителя в пригодном для ремонта виде, построены по типовой супергетеродинной схеме, можно наметить общую методику отыскания неисправностей независимо от конкретной модели. Первое, что стоит проделать – это диагностика радиоламп, установленных в приемнике.

 

ДИАГНОСТИКА РАДИОЛАМП

Конечно, в свое время существовали специальные приборы для их проверки (Л3-3 и другие), и если есть возможность ими воспользоваться, не стоит этим пренебрегать. Чаще всего приходится обходиться без приборов, но существует и более простой способ диагностики. Правда, он требует наличия в распоряжении заведомо годных радиоламп соответствующих типов. Если приемник изначально работает, хотя бы и неудовлетворительно, запитайте его пониженным напряжением (180-190 В). Подождите полного прогрева ламп и, настроившись на местную станцию в ДВ или СВ диапазоне, заметьте громкость ее звучания. Затем замените испытуемую лампу на заведомо годную и снова заметьте громкость. Если она сильно возросла - это свидетельствует об изрядной потере эмиссии испытуемой лампы. Для ускорения прогрева можно временно подавать на схему номинальное сетевое напряжение. Этот тест достаточно строгий - убедиться в этом можно, запитав “тихую” лампу номинальным напряжением. Чаще всего она не проявит в той же степени снижения громкости приема. (Если прием при номинальном сетевом напряжении покажется удовлетворительным, можно лампу и не заменять, но иметь при этом в виду, что срок службы ее подошел к концу). Этот метод проверки на практике применим ко всем лампам приемника - как к звуковым, так и к радиочастотным. Если Ваш приемник вообще не подает пока признаков жизни, лампы придется проверять на другом (или других) приемниках, имеющих сходный набор радиоламп.

 

ПРОВЕРКА РЕЖИМОВ ЛАМП

Итак, лампы в приемнике работоспособны. Приступаем к проверке напряжений питания и режима ламп по постоянному току. Хорошо, если в Вашем распоряжении имеется так называемая карта сопротивлений приемника. Она содержит значения омичских сопротивлений в различных точках схемы относительно шасси. Карта сопротивлений обычно содержится в паспорте приемника. В случае отсутствия паспорта ее можно поискать в литературе. Замеры по карте сопротивлений позволяют выявить неисправные резисторы и различные замыкания и обрывы, что в дальнейшем сильно упрощает ремонт. Если карты нет – произведите измерение всех резисторов в приемнике. Если значение сопротивления отличается более, чем на 20%, резистор нужно заменить.
Теперь включаем приемник и проверяем значения постоянных напряжений по схеме. Карту напряжений можно найти там же, где и карту сопротивлений. Начинаем с напряжения накала и анодного источника. При измерениях в схеме под напряжением привыкайте работать ОДНОЙ РУКОЙ. Разряд конденсаторов фильтра напряжением 300-400 Вольт через обе руки - штука очень неприятная, а порой - и опасная. И, конечно, все перепайки в схеме выполняйте только при выключенном питании.
Если анодное напряжение с выпрямителя не поступает – это следствие неисправности последнего или обрыва повышающей обмотки силового трансформатора. Фильтр анодного напряжения обычно двухзвенный (реже – трехзвенный). В качестве индуктивности фильтра в конструкциях до 1955 года часто использовалась обмотка подмагничивания громкоговорителя. Позже, когда получили распространение громкоговорители с постоянным магнитом, для фильтрации стали применять дроссели, а еще позднее – RC-фильтры. Проверяем анодное напряжение на всех звеньях фильтра и убеждаемся в исправности индуктивностей и резисторов. Их перегрев или перегорание – свидетельство пробоя конденсаторов фильтра или замыканий в схеме.
Замыкания порой случаются в самых неожиданных и скрытых местах, и тогда поведение схемы может казаться загадочным. Так, один из экземпляров приемника “Беларусь-59”, прошедший через руки автора, имел замыкание напряжения анодного питания с цепью накала ВНУТРИ карболитовой панели для пальчиковой лампы. Разборка панели показала, что одно из штампованных гнезд имело вырост, который и стал причиной замыкания. Аппарат имел явные следы безуспешных попыток ремонта. Остается только пожалеть прежних хозяев приемника!
Обычно, если при включении старинного приемника анодное напряжение поступает, в громкоговорителе слышен сильный фон переменного тока. Виной тому – высохшие и потерявшие емкость оксидные конденсаторы фильтра анодного питания. Замените их новыми, не превышая более, чем на 50 % указанную на схеме емкость и следя за запасом по рабочему напряжению. Правда, после такой замены шасси аппарата теряет “исторический” вид. О том, как его сохранить, мы поговорим ниже.
В конструкциях 1930 -40 годов с подачей фиксированного смещения на лампы причиной фона может быть неисправность бумажных конденсаторов в цепях фильтров напряжения смещения. И, конечно, следует обратить внимание, не нарушено ли соединение с шасси экранов проводов сеточных цепей первого каскада усилителя звуковой частоты.
Здесь будет нелишним напомнить, что почти все ламповые приемники (кроме оборудованных так называемой "магнитной антенной" - "Фестиваль", "Турист", радиола "Латвия" и некоторые другие) требуют подключения наружной антенны. На этапе диагностики и отладки схемы особенно важно использовать более или менее качественную антенну - хотя бы комнатную длиной не менее 3-4 метров. Включите ее в соответствующее гнездо и, настроив приемник, Вы, возможно (вот проверка Вашего везения!), услышите громкую и чистую радиопередачу. Если же нет - засучим рукава и вспомним второе правило ремонта радиоприемника: СХЕМА ПРОВЕРЯЕТСЯ ПОКАСКАДНО ОТ ВЫХОДА КО ВХОДУ. Настроившись на методичный и кропотливый процесс поиска неисправности, воодушевимся мыслью, что только на практике ремонта можно приобрести необходимые навыки и квалификацию.

(Продолжение следует)

(c) B.Брусникин, 2001
vitalybr()onego.ru

Фойе галереи   Инфоцентр   Книга посетителей   Ссылки