Начало
1900-1940
Расцвет 78-х
Местная промышленность
Долгоиграющие
Спецвыпуски
Звуковые письма
Конверты
Послушать пластинки
Ремастеринг
Гостевая книга
Радиомузей


ЛИЦА
ЛАКОВОГО ДИСКА

Конец ХIХ - начало ХХ века... Это было время граммофонов с пружинным приводом и огромными рупорами, которые усиливали слабые колебания скользящей по пластинке стальной иглы. Слышащие граммофон впервые обычно удивляются, насколько громко он звучит. Рупор выполнял еще одну важную функцию - значительно отфильтровывал высокочастотные шумы и щелчки пластинки. Очарование звучания граммофона до сих пор имеет своих приверженцев среди аудиофилов. Правда, от таких экзотических удовольствий очень "страдают" пластинки - стальной звукосниматель при массе в несколько десятков граммов заметно повреждает диск при каждом проигрывании.

Из этих соображений производители пластинок иногда дублировали запись на оборотной стороне пластинки - ее можно было слушать после полной порчи первой стороны. В наше время любители ищут выход в применении деревянных, менее "травмирующих" звуковую дорожку игл.
Первые диски Берлинера имели глубинную модуляцию звуковой дорожки, но со временем стандартом стала поперечная модуляция. Воспроизведение самых "древних" пластинок с глубинной записью вызывает трудности, так как необходим специальный звукосниматель. Здесь помогает применение стереоголовок звукоснимателей, которые способны воспринимать глубинную составляющую модуляции звуковой дорожки.

В начале XX века грамофонную промышленность в России составляли в основном мелкие артели, среди которых выделялись следующие предприятия. Две фабрики были расположены в Москве: “Пишущiй Амуръ” и фабрика братьев Патэ (Pathee); одна – под Москвой, на станции Апрелевка (“Метрополь Рекордс”) и одна – в Петербурге (фабрика русско-американского АО “Граммофонъ” с филиалом в Риге). Существовали в России и отделения заграничных граммофонных концернов (например, “Зонофон Рекорд”, “Берменер Рекордс", "Victor", "Beka"). Ввозилось в Россию изрядное количество импортных пластинок ведущих фирм, в том числе, с записями русских артистов.

Такие гиганты, как фирма "Columbia", имели филиалы в большинстве развитых стран. На иллюстрации - редкая у нас пластинка этой фирмы, выпущенная в Японии.
Радиальная скорость записи на первых пластинках была около 78 оборотов в минуту. "Около" - потому, что, во-первых, разные фирмы имели слегка отличающиеся стандарты на скорость; во-вторых, рекордеры с пружинным приводом часто не выдерживали скорость с необходимой точностью. Все это вызывает трудности с ремастерингом старинных записей. Старые механические аппараты воспроизведения имели плавный регулятор скорости вращения диска для ее изменения в небольших пределах.

После Революции 1917 года все предприятия по производству пластинок были экспроприированы Наркомпродом (Народным Комиссариатом продовольствия). Выпуск пластинок с дореволюционными записями продолжался с использованием старых запасов сырья до их полного исчерпания. В 1918 году граммофонная промышленность переходит в ведение Центропечати - только что образованного агентства ВЦИК (Всероссийского Центрального исполнительного комитета). Отметим, что едва ли не основной трудностью при массовом производстве граммофонных пластинок была необходимость применения шеллака - дорогого природного материала, который приходилось импортировать. Шеллак - это выделения некоторых тропических насекомых, живущих на определенных видах деревьев. В то время необходимые механические свойства граммофонного диска достигались только с использованием этого материала.
В ближайших планах Центропечати было производство записей агитационных речей политических деятелей России, и выход из ситуации отсутствия сырья был найден - использование осколков (боя) дореволюционных пластинок (скрапа) - благо их запасы на складах фабрик были значительны. Нашлось применение и старым этикеткам - на их оборотной стороне печаталась новая эмблема Центропечати. Первые записи речей были сделаны А.М.Коллонтай и А.В.Луначарским в 1918 году. Несколько позднее (в 1919 году) были сделаны первые записи В.И.Ульянова (Ленина), но именно для них были зарезервированы первые номера в первом отечественном каталоге граммофонных матриц записей (с 001 по 008).
В 1922 г. под руководством Госпросснаба ("Государственное снабжение школьно-просветительным имуществом на коммерческих началах") создается объединение "Грамопластинка", которому передается производство пластинок. В этом же году на базе бывшей фабрики братьев Патэ в Москве открывается Первая государственная грамофонно-пластиночная фабрика "Пятилетие Октября", которая впоследствии вошла в Музпред (Объединение музыкальных предприятий при Наркомате просвещения)

Пластинки в то время выпускались двух форматов - "гранд" (диаметром 25 см, время звучания одной стороны 3 минуты) и "гигант" (30 см, 4 минуты). Записи выполнялись и на дисках диаметром 200 мм, а также 150 мм ("пластинки - игрушки"). В 1938 году появились первые небьющиеся гибкие пластинки диаметром 250 мм из ацетилцеллюлозы. Для издания крупных музыкальных произведений (симфоний, опер) пластинки объединялись в наборы по несколько десятков штук. Таким же способом печатались и речи вождей государства. Справа представлена одна из пластинок с фрагментом доклада И.В.Сталина на Чрезвычайном VIII Съезде Советов 25 ноября 1936 года "О проекте Конституции Союза ССР". (Пример этикетки Грампласттреста, отличающийся от опубликованной ранее, надписью "Наркомтяжмаш".)

Бывшая фабрика "Метрополь Рекордз" в 1925 году надолго обретает имя "Апрелевский завод памяти 1905 года", а в 1933 году образуется Грампласттрест, объединивший все фабрики грампластинок, включая и вновь открывшийся крупный завод в г. Ногинске под Москвой. Довоенные пластинки с крупными надписями "Грампласттрест" и "Ногинский завод" наиболее часто встречаются ныне. Справа показана редкая этикетка Апрелевского завода на пластинке 1940 года.

С образованием Грампласттреста начинается новая нумерация матриц записи, сохранившаяся до 1969 года, когда выпуск пластинок на 78 оборотов в минуту был в СССР прекращен. К середине 1930-х годов у нас получили распространение "патефоны" - компактные и портативные граммофоны с рупором сложной формы, помещенным внутрь корпуса. Такие устройства вплоть до середины ХХ века оставались распространенными повсеместно - в городах, деревнях и на фронте. Имея пружинный привод диска и не требуя источников питания, они были удобны своей автономностью. Изображение патефона помещалось и на этикетки пластинок предвоенного времени (справа).

С 1918 года и до 1950-х годов в торговой сети практиковался своеобразный способ "натурального обмена" новых записей на скрап - бой старых пластинок. Это было вызвано нехваткой сырья и необходимостью его утилизации. На этикетках остались свидетельства подобного способа обеспечения населения пластинками. Слева - этикетка пластинки 1940-го года Апрелевского завода с надпечаткой "Продаже не подлежит. Обменный фонд". Справа - этикетка Ленинградской артели "Пластмасс" (конец 1940-х) с подобной надписью после номера записи.

Запись пластинок в студии в то время производилась непосредственно и однократно на восковой диск (с которого изготавливались затем прессовые матрицы), поэтому возможностей студийного редактирования не было. Предварительная запись на магнитную ленту начала постоянно применяться только с 1947 года.
Слева приведена редкая разновидность этикетки Ногинского завода 1940-1941 годов.

Наверх