Начало
1900-1917
1917-1940
Расцвет 78-х
Местная промышленность
Долгоиграющие
Спецвыпуски
Звуковые письма
Конверты
Послушать пластинки
Ремастеринг
Гостевая книга
Радиомузей


ЛИЦА
ЛАКОВОГО ДИСКА

Конец ХIХ - начало ХХ века... Это было время граммофонов с пружинным приводом и огромными рупорами, которые усиливали слабые колебания скользящей по пластинке стальной иглы. Слышащие граммофон впервые обычно удивляются, насколько громко он звучит. Рупор выполнял еще одну важную функцию - значительно отфильтровывал высокочастотные шумы и щелчки пластинки. Очарование звучания граммофона до сих пор имеет своих приверженцев среди аудиофилов. Правда, от таких экзотических удовольствий очень "страдают" пластинки - стальной звукосниматель при массе в несколько десятков граммов заметно повреждает диск при каждом проигрывании. Из этих соображений производители пластинок иногда дублировали запись на оборотной стороне пластинки - ее можно было слушать после полной порчи первой стороны. В наше время любители ищут выход в применении деревянных, менее "травмирующих" звуковую дорожку игл.
Грампластинки столь почтенного возраста имеют интересную особенность. В первые десяток-другой минут прослушивания зашумленных записей наше отвыкшее восприятие отторгает их… и вдруг, в какой-то момент неожиданно рельефно проступают музыкальные интонации давно ушедшего, во многом чужого для нас времени. Еще бы - с тех пор сменилось четыре поколения! И начинаешь жадно ловить каждый звук и нюанс произношения, вслушиваться в каждый оттенок чувств исполнителя. Сейчас так не поют и не играют! Разница в трактовках популярных по сей день музыкальных произведений чувственно выявляет изменение в человеческой психологии, которое неизбежно произошло за эти долгие-долгие годы.
А чего стОят сами исполнители! В них - наша потерянная и возрождаемая история. Полковые оркестры Лейб-Гвардии Его Императорского Величества, артисты Императорского Театра, струнный оркестр "Святой Георгъ", музыкальные пародии артистов-“жанристов”...
Когда же появились первые отечественные грампластинки? Для ответа на этот неоднозначный вопрос необходим хотя бы краткий экскурс в историю одной из самых первых и мощных граммофонных компаний начала ХХ века - транснациональной корпорации Gramophone Company. Во-первых, запись русских артистов произвели лучшие на тот момент в мире эксперты-тонмейстеры именно этой компании. Во-вторых, именно ее филиал стал первым в России предприятием по изготовлению и распространению грампластинок и аппаратов для их прослушивания.
Как известно, способ записи звука на плоский носитель и первый, весьма примитивный аппарат для воспроизведений таких носителей, был запатентован американцем Эмилем Берлинером в 1887 году. Cвой аппарат Берлинер назвал “граммофон” (а первые слушатели - “кофемолкой”). Название было выбрано по аналогии с “графофоном” - существовавшим в то время аппаратом для визуализации звуковых колебаний на закопченой бумаге (Л.С. де Мартинвиль, 1857). Кстати, именно от графофона Берлинер заимствовал принцип горизонтальных колебаний записывающей иглы. Запись звука произвдилась резцом на цинковый диск. Такой оригинал можно было прослушивать или делать с него значительное число копий из эбонита. Одним из первых материалов для пластинок служила также твердая резина. Интересно, что в 1900-х годах выпускались небольшие детские пластинки-игрушки из твердых сортов шоколада. Они содержали лишь несколько фраз, и после одного-двух прослушиваний были годны только для съедения.

Изобретатель граммофона сразу понял перспективы своего изобретения. В отличие от фонографа (Эдисон, 1886) - аппарата для записи на восковой валик, позиционировавшегося в продаже как диктофон для конторского применения, граммофон с самого начала был задуман как домашнее звуковоспроизводящее устройство, которое с помощью широко тиражируемых пластинок позволило бы людям приобщиться к миру высокопрофессиональных музыкальных и других записей. В 1893 году Берлинер основал “Граммофонную компанию США”, а в конце 1894 года - “Граммофонную компанию Берлинера” (Berliner’s Gramophone Company) . Ее торговой маркой стал Амур, сидящий на пластинке, и держащий в руках перо (Angel). Справа - гравированная этикетка конца ХIХ века.


(с) "Мелодия", 1,1987

Некоторые специалисты перешли к Берлинеру из компании фонографов Columbia, в их числе - Ф. Гайсберг, впоследствии - выдающийся художественный руководитель и продюсер грамзаписи, известный до 1940-х годов. Фирма Columbia также впоследствии развилась в транснациональный брэнд и открыла филиалы в большинстве развитых стран. На иллюстрации - редкая у нас пластинка этой фирмы, выпущенная в Японии.

Летом 1896 года механик Элдридж Джонсон продемонстрировал сотрудникам Berliner’s Gramophone Company усовершенствованную модель граммофона и сразу получил заказ на производство двухсот экземпляров аппарата. Граммофонная компания Берлинера, после длинного ряда коммерческих пертурбаций, в конце 1900 года была преобразована в Gramophone Company, ставшую затем крупнейшей транснациональной корпорацией. Компания унаследовала и торговую марку в виде пишущего Амура. Здесь показана пластинка самого начала ХХ века французского отделения компании, записанная в Париже.

В 1897 году в Росси впервые появляется граммофоны конструкции Э. Джонсона и пластинки компании Берлинера, импортированные из Америки. В Америке исполнитель, скрывшийся под псевдонимом “певец Е. Мори”, записывает первые грампластинки русского репертуара. Но этот год, пожалуй, не следует еще считать годом рождения отечественной пластинки, так как записи производились за границей России.

Первая в Европе студия грамзаписи вступила в действие в августе 1898 года в Лондоне на Мэйден Лейн. Сюда из Америки прибыли сотрудники основателя компании Э. Берлинера и приступили к записям на диски под руководством Ф. Гайсберга. В Ганновере, на базе телефонной фабрики брата Эмиля Берлинера - Йозефа было создан первый в Европе завод по прессовке пластинок. Сюда поступали цинковые оригиналы из всех студий и заводов компании. На оборотной стороне (реверсе) односторонних пластинок, отштампованных на этом крупнейшем заводе, клишировалась надпись “Produced in Hannover” (справа).

В марте 1899 года в Лондонской студии были произведены записи и русском языке. Среди исполнителей - хор Софии Медведевой и соло-номера его участников. Это были первые записи русских артистов в Европе. Запись получилась настолько успешной, что Berliner’s Gramophone Company направила в Петербург в апреле 1899 года одного из лучших специалистов-тонмейстеров Уильяма Дарби. В апреле 1899 года У. Дарби записал не менее двухсот дисков с известными артистами. Среди них - солисты Мариинского театра И. Тартаков, О. Палечек, оперные исполнители Ф. Орешкевич и М. Гущина, балалаечник В.Андреев, известные хоры и другие. Большую долю в первой серии русских записей составляют произведения, исполненные баритоном Рубиным. Согласно последним исследованиям, под этим псевдонимом записывался Макс Рубинский (Родкинсон), работавший в управлении русского филиала Gramophon Company c начала 1901 года. Апрель 1899 года, таким образом, можно считать точкой отсчета отечественной грамзаписи.

К производству двухсторонних пластинок Gramophone Company перешла только в 1909 году. Здесь показана этикетка сходного с предыдущей графического исполнения, но уже двухсторонней. Эта русскоязычная пластинка записана в Париже.

С момента основания студии в Лондоне на зеркале цинкового диска гравировалась точная дата и место записи, название произведения и имя исполнителя. На заводе в Ганновере эти оригиналы и отпечатанные с них пластинки приобретали также каталожные номера, несущие дополнительную информацию. Каталожные номера группировались по средствам исполнения и были предназначены для продавцов и потребителей пластинок. Они были пятизначными. Первая цифра означала страну, где распространялись пластинки или язык, на котором записан текст произведения, вторая - на тематическую группу записи. Три последние цифры - порядковый номер пластинки в данной тематической группе - от 0 до 999. После их исчерпания, спереди добавлялась через дефис еще одна цифра, означавшая порядковый номер текущей тысячи пластинок в данной тематической группе.
Например, номер 2-20628 соответствует 1628 пластинке русского оркестра. Более важны для датировки матричные номера, под которыми регистрировались восковые оригиналы непосредственно во время записи. Матричные номера наносились на зеркало пластинки в виде гравировки или клише. Они имели сквозную нумерацию для Gramophone Company и подчиненных компаний. После матричного номера помещалась литера - идентификатор эксперта, производившего запись. Так назывались люди, совмещавшие при записи функции инженеров и художественных руководителей. В конце матричного номера иногда присутствовала дробь, означающая номер “попытки записи”. “1/2” означала вторую попытку, “3/4” - третью и т.д. Около ноября 1898 года было принято решение для удобства нумеровать сами оригиналы в момент записи. Так появилась матричная нумерация.


Завод в Ганновере

На этикетках этих пластинок мы видим название Zonophone. Интересна его история - с этим названием связаны первые и основательные неудачи в бизнесе Эмиля Берлинера, чуть не закончившиеся его финансовым и патентным крахом. В самом конце ХIХ века представители старых фонографических компаний, обеспокоенные сильной конкуренцией со стороны производителей плоских пластинок и граммофонов, затеяли серию патентных тяжб, под покровом которых основали несколько компаний, фактически повторявших систему записи Э. Берлинера и аппаратуру Берлинера и Джонсона.


Завод в Риге

Завод в Риге

Среди таковых в октябре 1899 был опытный нью-йоркский делец Ф. Симен, начавший рекламу так называемого аппарата “зонофон”, являвшегося имитацией граммофона Джонсона. Симен выиграл в суде право на патенты Берлинера, и его производство и торговые марки, включая само название “граммофон”, попали под запрет. Но несмотря на все усилия, созданная Сименом фирма International Zonophone Company в результате (в 1903 году) была поглощена европейским филиалом компании Gramophone Company, сумевшей стать к тому времени мощной и самостоятельной (справа).



Завод в Риге

А название “зонофон” стало служить для обозначения ее дешевой продукции. Однако уже успевшее стать привычным для потребителя название “граммофон” не смогло быть вытесненными из обихода, надолго закрепившись и в названии самих записей.


Завод в Риге
(этикетка уменьш. размера)

На этой пластинке - лэйбл Victor. Он напоминает еще об одном названии граммофона - Victrola. Впервые оно было введено преданным соратником Берлинера Э. Джонсоном в 1901 году как ответный шаг в борьбе против “зонофонов” Симена. Это был тот самый Джонсон, который усовершенствовал граммофон Берлинера в 1897 году. И именно через этот аппарат слушает фокстерьер “голос своего хозяина” (His Master’s Voice) на этикетке приведенной здесь пластинки. Э. Джонсон ввел важное усовершенствование и в процесс грамзаписи. Он предложил покрывать перед записью цинковый диск тонким слоем воска. Прорезанные в воске записывающей иглой канавки протравливались кислотой. К 1900 году он разработал процесс получения медных матриц с восковых оригиналов. Компания Victor заключила договор об обмене фонограммами с европейским филиалом Gramophone Company. Впоследствии Victor стала торговой маркой фирмы RCA.

Публичные судебные разбирательства между различными фирмами в 1898-1901 годах привело к тому, что для основания нового граммофонного производства не было смысла брать лицензию. Так как технология была неоднократно и подробно описана в печати, возникло множество нелицензированных компаний. Таковым было вначале и "Общество Граммофон в России", имевшее завод в Петербурге. Все действия этого общества до 1903 года носили незаконный характер. К тому же, оно нигде не именовалось филиалом Gramophone Company, на деле являясь представительством ее немецкого филиала.

В 1902 году в г. Риге был основан еще один завод компанни Gramophone Company. Рижские этикетки очень разнообразны. На них эмблема и торговое название русского Общества с ограниченной ответственностью “Граммофон” - “Пишущий Ангел”, как его называли тогда в России.

Наверх Продолжение