Начало 1900-1917 1917-1940 Расцвет 78-х Местная промышленность Долгоиграющие Спецвыпуски Звуковые письма Конверты Послушать пластинки Ремастеринг Гостевая книга Радиомузей |
|
Конец ХIХ - начало ХХ
века... Это было время
граммофонов с пружинным
приводом и огромными рупорами,
которые усиливали слабые
колебания скользящей по
пластинке стальной иглы.
Слышащие граммофон впервые
обычно удивляются, насколько
громко он звучит. Рупор
выполнял еще одну важную
функцию - значительно
отфильтровывал
высокочастотные шумы и щелчки
пластинки. Очарование звучания
граммофона до сих пор имеет
своих приверженцев среди
аудиофилов. Правда, от таких
экзотических удовольствий
очень "страдают"
пластинки - стальной
звукосниматель при массе в
несколько десятков граммов
заметно повреждает диск при
каждом проигрывании. Из этих
соображений производители
пластинок иногда дублировали
запись на оборотной стороне
пластинки - ее можно было
слушать после полной порчи
первой стороны. В наше время
любители ищут выход в
применении деревянных, менее
"травмирующих" звуковую
дорожку игл. |
В 1897 году в Росси впервые появляется граммофоны конструкции Э. Джонсона и пластинки компании Берлинера, импортированные из Америки. В Америке исполнитель, скрывшийся под псевдонимом “певец Е. Мори”, записывает первые грампластинки русского репертуара. Но этот год, пожалуй, не следует еще считать годом рождения отечественной пластинки, так как записи производились за границей России. |
В марте 1899 года в Лондонской студии были произведены записи и русском языке. Среди исполнителей - хор Софии Медведевой и соло-номера его участников. Это были первые записи русских артистов в Европе. Запись получилась настолько успешной, что Berliner’s Gramophone Company направила в Петербург в апреле 1899 года одного из лучших специалистов-тонмейстеров Уильяма Дарби. В апреле 1899 года У. Дарби записал не менее двухсот дисков с известными артистами. Среди них - солисты Мариинского театра И. Тартаков, О. Палечек, оперные исполнители Ф. Орешкевич и М. Гущина, балалаечник В.Андреев, известные хоры и другие. Большую долю в первой серии русских записей составляют произведения, исполненные баритоном Рубиным. Согласно последним исследованиям, под этим псевдонимом записывался Макс Рубинский (Родкинсон), работавший в управлении русского филиала Gramophon Company c начала 1901 года. Апрель 1899 года, таким образом, можно считать точкой отсчета отечественной грамзаписи. |
С момента основания
студии в Лондоне на зеркале
цинкового диска гравировалась
точная дата и место записи,
название произведения и имя
исполнителя. На заводе в
Ганновере эти оригиналы и
отпечатанные с них пластинки
приобретали также каталожные
номера, несущие дополнительную
информацию. Каталожные номера
группировались по средствам
исполнения и были
предназначены для продавцов и
потребителей пластинок. Они
были пятизначными. Первая
цифра означала страну, где
распространялись пластинки
или язык, на котором записан
текст произведения, вторая - на
тематическую группу записи.
Три последние цифры -
порядковый номер пластинки в
данной тематической группе - от
0 до 999. После их исчерпания,
спереди добавлялась через
дефис еще одна цифра,
означавшая порядковый номер
текущей тысячи пластинок в
данной тематической группе. |